Украинская певица Иллария вместе со своей семьей провела отпуск, путешествуя на автомобиле по Румынии и Болгарии. После возвращения из Европы, артистка с радостью делится полученными эмоциями и впечатлениями с читателями ТG…

— Каждый год мы стараемся все вместе ездить на море. Несмотря на то что в мае у нас родилась вторая дочь, мы не изменили традициям и отправились в путешествие всей семьей (я, мой муж Сергей и две наши дочери Соломия и Квитослава). Для нас это способ перезагрузиться и набраться сил для новых творческих идей. Сейчас я готовлю новый альбом, и шум моря дарит мне вдохновение. Также нам интересно по дороге изучать то, как живут люди в других странах. Именно поэтому в последнее время мы предпочитаем путешествовать на автомобиле. В этом случае можно импровизировать.

— Обе эти страны — Румыния и Болгария — встретили нас хорошей погодой и отсутствием очередей на границах. Мы тщательно выбирали дату и маршрут поездки. Конец августа — начало сентября — довольно комфортный период для отдыха с маленькими детьми. Погода в это время не слишком жаркая и без осадков, в отличие от нашего прошлогоднего опыта, когда в июле каждый день шел дождь. Также несколько слов о маршруте. Ехать через Черновцы хоть и дольше, зато такое путешествие можно совместить с осмотром достопримечательностей Каменца-Подольского, Хотина и Черновцов. Не очень хорошее качество дорог на большом протяжении украинской части маршрута компенсируется достопримечательностями и быстрым прохождением границы в пункте пропуска Порубное — Сирет. Мы проехали украинско-румынский пограничный пункт за 45 минут.

— Путешествие нам понравилось. Несмотря на то что путь к морю занял три дня, нам было интересно и не настолько утомительно, как нас пугали друзья. Многие говорили, что ехать так далеко на небольшой машине с двумя маленькими детьми — это безумие. Теперь можем развенчать этот стереотип. Путешествовать с малышами очень интересно, так как они порой замечают больше, чем взрослые, и всему удивляются. Главное — тщательно подготовиться к поездке.

Румыния была для нас транзитной страной, и большую часть времени мы видели ее из окна машины, прогуляться пешком удалось только в городе Брэиле, где мы останавливались на ночлег по пути туда и обратно. Основная часть отдыха у нас прошла в Болгарии, в небольшом уютном городке Святые Константин и Елена недалеко от Варны. Мы уже были тут раньше с выступлением, поэтому знали, чего ждать. Но в этот раз удивились переменам, которые произошли с этим курортом за год.

— Наша старшая дочь Соломия влюбилась в этот город еще в прошлой поездке и слезно просила нас вернуться. Так что, полагаю, мы там будем еще не раз, ведь это очень удачное место для отдыха с детьми. Во-первых, относительно недалеко от Украины, можно добраться на машине за 2-3 дня либо на самолете или автобусе. Во-вторых, мягкий климат, а потому не стоит бояться акклиматизации. Это один из самых тихих болгарских курортов, там вас не будут утомлять тусовки и громкая музыка, есть где погулять с коляской и порезвиться с детками постарше. Много зеленых парков, доступных аттракционов для малышей. Но стоит учесть, что береговая линия высокая, и пляжей, на которые можно спокойно проехать с коляской, без необходимости спускать ее по крутым ступенькам, совсем немного. Здорово, что в этом году открылся новый пляж, куда удобно добраться с коляской, и там нет волн, так как он расположен в искусственной лагуне. Пляж так и называется — Лагуна, находится он в центре города и делится на платную и бесплатную часть. Конец августа — сезон штормов, так что это было практически единственное место, где было безопасно купаться детям. На всех платных пляжах стоимость услуг практически одинакова. Аренда двух шезлонгов и зонта на целый день обходится в 10-12 евро.

— К счастью, обошлось без экстрима. Правда, мы столкнулись с некоторыми сложностями при осмотре достопримечательностей. Например, в Ботаническом саду и Королевском дворце в Балчике очень крутые спуски, с сотнями высоких ступеней, поэтому с детской коляской там практически невозможно комфортно гулять. Нашему папе приходилось нести коляску в руках, а к дворцу ее и вовсе не получилось пронести, поэтому туда дошли только Соломия с Сергеем, а я с Квиткой посмотрю дворец в следующий раз. А вот в каменном лесу в Аксаково мы столкнулись с тем, что с коляской там пройти нереально (мы взяли с собой переносную люльку, так как прочитали об этом заранее), к тому же очень жарко и практически нет тени. А еще наша старшая дочь так испугалась этого места, что наотрез отказалась идти дальше. Каменный лес показался нам мистическим и необъяснимо тревожным.

— В отелях, где мы останавливались, была обычная европейская кухня, но в Болгарии мы очень полюбили баницу — пирог из слоеного теста и брынзы, а также рыбные блюда, которые можно заказать в местных ресторанчиках.

И болгары, и румыны довольно открытые и приветливые. Многие из них владеют английским, особенно молодежь, и с радостью готовы помочь. Никакой трудности в общении мы не почувствовали. А дети и вовсе не знают языкового барьера, наша Соломия умудрялась везде находить себе друзей, даже не понимая их языка.

Есть расхожее мнение, что в Болгарии все понимают русский язык. Это далеко не так, они давно отошли от советских привычек. Также многие говорят, что в Румынии небезопасно останавливаться на ночлег. Мы дважды ночевали в городе Брэиле, даже выходили с детьми поздно вечером, и нас удивило огромное количество семей, гуляющих с маленькими детками до ночи.

— Я периодически бываю в Карпатах на гастролях, а вот специально приехать на отдых не доводилось. С семьей в этом году прибыли туда впервые, и тоже по особому случаю. Нас пригласил на свадьбу близкий друг. Так мы и на море отдохнули, и в горах на свадьбе погуляли. В Карпатах нам, конечно же, нравится Буковель, мы там, к слову, снимались в фильме «Тільки диво», который выйдет на экраны зимой. Также у меня приятные воспоминания о селе Шешоры, где проходил одноименный фестиваль, в котором я участвовала. Кстати, купила там свою первую вышиванку. А в этот раз мы побывали в Национальном парке Выжница.

Мы были в восторге от традиционной карпатской свадьбы, а Соля — от сельского колорита. Здесь она впервые увидела коров и даже попробовала одну из них подоить. Парное молоко тоже пробовала впервые. А мы с Сергеем получили особое удовольствие от купания в холодной горной реке.

Единственным разочарованием стали огромные ямы на наших дорогах. Обидно, что они так контрастируют с прекрасной природой и аккуратными сельскими домиками.

— В Болгарии мы жили в городе Святой Константин и Елена. Он получил свое название от одноименного монастыря. В том месте — очень умиротворенная атмосфера, которая притягивает не только взрослых и детей, но и многочисленных котов. В монастырском дворике можно выпить воды из горного источника и полюбоваться розами, которыми увиты стены. Также в городе есть достойный внимания экопарк. Вход туда стоит недорого, и там можно провести целый день, скрываясь от дневного зноя в тени огромных сосен, дубов и разных редких деревьев. Кроме того, там есть розарий и коллекция экзотических растений. По парку разбросаны зоны отдыха с мангалами для барбекю. Но меня особенно поразили три места в этом парке — сосновая галерея, деревянный мостик через реку и часовня святого Климента Охридского на высоком холме.

Также можно погулять в красивом Ботаническом саду в городе Балчике и посетить дворец королевы Марии неподалеку. Сам дворец небольшой и не особо примечательный, а вот парк впечатляющий. Там много красивых аллей, старых деревьев. Через весь парк протекают несколько ручьев, в которых можно увидеть рыбок и даже черепах. Вдоль берегов растут цветы и благоухающие травы. Аллеи украшают огромные амфоры в человеческий рост. Но будьте готовы к крутым подъемам и спусков и сотням высоких ступеней.

Как-то решили своими глазами увидеть каменный лес, о котором были давно наслышаны. Это геологический музей под открытым небом в деревне Аксаково, который болгары называют Вбитые Камни. Место удивительное по своей природе, а его происхождение до сих пор доподлинно неизвестно. Хоть ученые и считают, что это остатки кораллов доисторического моря, выглядит пейзаж очень мистически. Дети испугались и не хотели идти дальше, потому я осталась с ними в тени одной из скал, а Сергей отправился искать магический круг из камней, где древние люди проводили свои ритуалы. Если вам не страшно — обязательно езжайте туда за острыми ощущениями.

— Все эти места расположены недалеко от крупного города Варны. Местная архитектура мало отличается от спальных районов Киева, за исключением исторического центра. Если вы любитель шопинга, в Варне есть несколько крупных торговых центров. Кроме того, тут расположен аэровокзал и один из крупнейших черноморских портов. Пляжи не особо привлекательны и не подходят для купания с детьми. Зато доступна масса развлечений.

По пути через Румынию мы останавливались на ночлег в местечке Брэиле, что стоит на берегу Дуная. Это старый уютный город с очень красивой набережной. Мы были там вечером и увидели одну из главных местных достопримечательностей — музыкальные фонтаны с разноцветной подсветкой. Их много, и расположены они каскадом от главной площади до набережной Дуная. Завораживающее зрелище! Также было интересно гулять по старым улицам этого города, заглядывать в уютные дворики, где по вечерам кипела жизнь. Также к набережной можно проехать на трамвае.

В Карпатах мы остановились у друзей в живописном селе Джурове, где впервые побывали на большой традиционной свадьбе. Соломии даже выпала особая честь вести жениха к алтарю. Я, конечно, не могла не спеть молодым несколько песен. А еще мы побывали на родине Назария Яремчука, в Выжнице. Там прекрасный Национальный парк. Если честно, украинские пейзажи впечатлили нас намного больше, чем то, что мы увидели в этой поездке за границей.

— Из Болгарии мы привезли традиционную косметику с розовым маслом и платья для наших девочек. Из Румынии — местный сыр. А из Джурова — вкусную домашнюю настойку из ягод, которую готовят к Рождеству.

— Мы готовились к поездке заранее, взяли с собой много сменной одежды, питья и всевозможные перекусы. Для Соломии — любимые игрушки и книжки, а для Квитки погремушки, которыми ее развлекала старшая сестра. Из-за того что в машине постоянно работал кондиционер, пригодились легкие одеяла для детей. Соломия сказала, что наша машина — это маленький домик, в котором ей уютно и безопасно. Так что дети вели себя отлично, поскольку не испытывали дискомфорта. Кроме того, они уже привыкли к поездкам на машине, ведь мы их часто берем с собой на гастроли.

— Самые лучшие трассы — в Румынии. В Болгарии — чуть хуже, а вот у нас от Киева до Хмельницкого дорога хорошая, а дальше, до самых Черновцов, покрытие оставляет желать лучшего, этот отрезок пути лучше проезжать в светлое время суток. В Западной Украине бросается в глаза обилие красивых домов и даже целых дворцов вдоль ужасных дорог. В Румынии непривычно много ветрогенераторов и фонарей на солнечных батареях. А еще повозок, запряженных лошадьми, которые не спеша катят по отличным дорогам. Стоит иметь в виду, что средняя скорость передвижения по Румынии очень низкая, так как на пути масса деревень, где скорость ограничена до 50 км/ч, и очень много дорожной полиции. Дороги узкие и часто совсем без обочины. Можно существенно сэкономить время, если оплатить дорожный сбор в Румынии и Болгарии заранее онлайн. Таким же образом стоит оплатить проезд по мосту через Дунай в Чернаводэ. Сервис везде был отличным, как в отелях, так и в небольших придорожных кафе и на заправках. В Румынии и Болгарии спокойно можно было общаться на английском. В Румынии везде принимают к оплате карты, так что покупать местную валюту не пришлось. В Болгарии с этим сложнее, поэтому там лучше иметь некоторое количество местных денег.

— С детским питанием было очень просто — Квитка пьет только грудное молочко, которое всегда было со мной :). А вот нам приходилось искать, где перекусить по дороге, так как многие продукты перевозить через границу запрещено. Мы не рисковали кушать в незнакомых придорожных кафе, обычно перекусывали на крупных сетевых заправках (в Румынии нам больше всего понравились Rompetrol), а вот с фастфудом будьте осторожнее, так как еда там заметно острее, чем у нас, а цены ваше в пять раз.

Как питаться?

По пути лучше останавливаться покушать на крупных сетевых заправках, где есть контроль качества. В Болгарии можно готовить самостоятельно, цены в супермаркетах почти такие же, как у нас. Также вполне по карману кушать в кафе, по европейским меркам цены невысокие. Рынков в нашем понимании мы там не встречали, есть торговые палатки с фруктами и овощами, но выбор и цены в них практически такие же, как в супермаркетах.

Куда спешить?

Все организации в Болгарии обычно работают с 10 до 18, круглосуточные магазины или аптеки — редкость. В аптеках на курорте выбор довольно скромный, поэтому лекарства лучше брать с собой. Общественный транспорт недорогой, ходит часто, но график движения соблюдается условно. Такси легче всего найти на специальных стоянках, UBER в Болгарии не работает.

Чего опасаться?

И в Румынии, и в Болгарии вполне безопасно, если специально не искать приключений. Самый распространенный обман — в обменных пунктах, где вас могут ожидать неочевидные комиссии и грабительский курс, поэтому деньги стоит менять только в банках, и обязательно спрашивать, есть ли комиссия.